Роберт Раушенберг – материальное искусство

Милтон Эрнест «Роберт» Раушенберг (22 октября 1925 г. - 12 мая 2008 г.) – американский художник и график, чьи ранние работы предвосхитили движение поп-арт. Раушенберг хорошо известен своими «комбинациями» (1954–1964), группой произведений искусства, в которых предметы повседневного обихода использовались как художественные материалы и которые стирали различия между живописью и скульптурой.

                

Раушенберг был и художником, и скульптором, но он также работал с фотографией, гравюрой, изготовлением бумаги и перформансом.

         

Роберт Раушенберг, 1968 год. Источник: yavarda.ru

          

Художественный вклад

             

Подход Раушенберга иногда называли «неодадаистским». Раушенберг заявлял, что «живопись связана как с искусством, так и с жизнью», и он хотел работать «в промежутке между ними». Как и многие из его предшественников-дадаистов, Раушенберг ставил под сомнение различие между предметами искусства и предметами повседневного обихода. 

                                
 

“Белая живопись, черная живопись, красная живопись”

            

В 1951 году Раушенберг создал серию «Белая живопись» в традициях монохроматики, заложенной Казимиром Малевичем, сводящим живопись к ее наиболее существенным качествам для переживания эстетической чистоты и бесконечности. Серия была показаны в галерее Элеоноры Уорд в Нью-Йорке осенью 1953 года. Раушенберг использовал обычную белую краску и малярные валики для создания гладких, неприукрашенных поверхностей, которые создавали впечатление чистого холста. Как и «Белая живопись», черные картины 1951–1953 годов были выполнены на нескольких панелях и представляли собой преимущественно одноцветные работы. Художник наносил матовую и глянцевую черную краску на текстурированную поверхность газеты на холсте, иногда позволяя газете оставаться видимой. К 1953 году Раушенберг перешел от серии белого и черного к усиленному экспрессионизму «Красной живописи». Он считал красный цвет «самым сложным» для рисования и принял вызов, капая, наклеивая и выдавливая слои красного пигмента прямо на основу холста, состоявшего из узорчатой ткани, газеты, дерева и гвоздей. Сложные материальные поверхности Красных картин были предшественниками известной серии Раушенберга «Комбинации» (1954–1964).

             

“Белая живопись”

               

“Черная живопись”

                      

“Красная живопись”

               

“Комбинации”

                 

Раушенберг собирал выброшенные предметы на улицах Нью-Йорка и приносил их в свою студию, где интегрировал в работу. Хотя художник использовал газеты и узорчатые ткани в своих черных и красных картинах, в «Комбинациях» он придавал повседневным предметам такое же значение, как и традиционным материалам для живописи. Кровать (1955), считающаяся одной из первых “комбинаций”, была создана путем размазывания красной краски потертого одеяла, простыни и подушки. Работа висела вертикально на стене, как традиционная картина. Из-за тесной связи материалов с личной жизнью художника «Кровать» часто считают автопортретом и прямым отпечатком внутреннего сознания Раушенберга. Некоторые критики предполагали, что эту работу можно рассматривать как символ насилия, но Раушенберг описал «Кровать» как «одну из самых дружелюбных картин, которые я когда-либо рисовал».

                    

За свою почти 60-летнюю творческую карьеру Раушенберг получил множество наград. Среди наиболее выдающихся были Международный главный приз в области живописи на 32-й Венецианской биеннале в 1964 году и Национальная медаль искусств в 1993 году. Художник жил и работал в Нью-Йорке и на острове Каптива, штат Флорида, до своей смерти 12 мая 2008 года.

        

“Кровать”, 1955 год

      

“Комбинации” 

            

“Стоп”