"Я работаю непосредственно с самим светом" Ман Рэй


Ман Рэй, урожденный Эммануэль Радницкий (1890г, Филадельфия), был американским художником, который большую часть своей карьеры провел в Париже. Он внес значительный вклад в движения дадаистов и сюрреалистов. Ман Рэй - один из наиболее значимых фотохудожников ХХ века, внесенный журналом Art News в число 25 самых влиятельных фотографов столетия.  Он создавал крупные работы в различных средствах массовой информации, но прежде всего считал себя художником.

                       

Художественные способности Рэя проявились в юном возрасте. Его среднее школьное образование сыграло важную роль в освоении навыков черчения и других художественных техник. Регулярно посещая музеи он изучал работы старых мастеров, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт и Караваджо. Будучи студентом, Рэй был вдохновлен мистером Альфредом Стиглицем, чью галерею он регулярно посещал. В 25 лет Рэй провел свою первую персональную ярмарку живописи. Его дружба с художником и скульптором Марселем Дюшаном, длившаяся 55 лет, повлияла на их работу и вылилась в совместные творческие начинания. Вскоре после окончания средней школы в 1908 году Рэю предложили стипендию для изучения архитектуры, но он решил продолжить карьеру в искусстве. 

                           

Ман Рэй, Стеклянные слезы, 1932 г.

                                     

Ман Рэй стал популярным благодаря выставкам своих художественных произведений. Он вел успешную карьеру модного фотографа, делая снимки для популярных журналов в Париже. Находясь во Франции, он создал блестящие произведения искусства, которые сегодня известны как Rayogrammes — изображения, созданные на листе фотобумаги без камеры: объект помещается прямо на лист бумаги, свет экспонируется, после чего создается изображение.

                           

Ман Рэй, Без названия, (пластина 2) из альбома Champs Délicieux, 1922 г.

                                 

Ман Рэй (Эммануэль Радницкий), Rayograph, 1922 г.

                                    

Другой популярной работой этого периода стала «Скрипка Энгра» (Le Violon d'Ingres) 1924 года. На этой фотографии изображена обнаженная спина его возлюбленной – актрисы Кики де Монпарнас. Фото стало отсылкой к работе французского художника Жана Огюста Доминика. Это одна из самых известных его фотографий в жанре сюрреализма. Картина была впервые опубликована в сюрреалистическом журнале Littérature в июне 1924 года. 

                                 

Источник: wikipedia.org

                                                    

Ман Рэй доказал, что фотография, считавшаяся всего лишь отражением реальности, может быть настоящим творчеством. Его яркие дадаистские инсталляции, эксперименты с техникой и светочувствительной бумагой были бунтарскими в лучшем смысле этого слова. Фотографии Рэя – это характер, настроение, чувственность, смелый художественный замысел и будоражащая воображение мистика. 

                                                    

Ман Рэй (Эммануэль Радницкий), Коко Шанель

                              

Его творчество высоко оценили коллеги-художники, популярные журналы Vogue, Vanity Fair, Time и модели, среди которых была вся художественная богема Европы и Америки. Ман Рэю позировали Сальвадор Дали, Жан Кокто, Фрида Кало и Эльза Скиапарелли. Он снимал многих известных писателей, в том числе Джеймса Джойса, Эрнеста Хемингуэя, Вирджинию Вульф.

                                   

Ман Рэй (Эммануэль Радницкий), Сальвадор Дали

 

Обложка: gagosian.com